Вся правда о пользе игрушек для детей
Многие родители думают, что дорогие и безумно красивые игрушки — залог их пользы и качества. Вот только у психологов по этому поводу совершенно другое мнение.
Психологи в данном случае оперируют термином «образующие силы души и тела». Развитию данных сил следует уделить особое внимание в 5-6-летнем возрасте, это то самое время, когда малыш — неотъемлемая часть природы. Таким детям абсолютно нет никакого интереса в рассматривании «красивых видов».
В этом возрасте ребенок воспринимает дерево не как объект любования, а в качестве предмета для лазанья. Из-за тесной связи с природой дети способны придумать игру со всеми предметами, которые дает природа — песком, листьями, камнями, ветками, корой, цветами. Эти бесценные дары проникают в душу малыша и будят в нем фантазию. Здесь «образующие силы» природы действуют в тандеме с «образующими силами» , бурлящими в ребенке.
Завершенность игрушки — показатель того, станет ли она его другом или пойдет во вред. Другом станет очень простая и примитивная игрушка без богатства и излишков. Именно такая игрушка разовьет фантазию и будет полезной.
Что будет твориться с психикой ребенка, когда его «образующие силы» не будут находить выхода, когда не будет развития фантазии и творчества? Все, что не найдет выхода будет накапливаться, тем самым угнетая малыша и его психику. В конечном итоге накопительный эффект проявится в поведении — ребенок станет капризным, неуправляемым, непослушным, шаловливым, болезненным, у него появятся резкие перепады настроения. Психологи считают, что совершенные игрушки негативно влияют на детей, они наносят вред всем здоровым задаткам будущего.
По данному вопросу вспомним мнение психолога с мировой известностью , он, Рудольф Штейнер, называл скопление внутренних сил ни чем иным, как «внутренним телесным наказанием», оно сравнимо по мучениям с телесными наказаниями, а по воздействию на будущее даже превосходит их. В пример психолог приводит две куклы. У первой есть волосы, глаза, которые способны закрываться. Вот только фантазия ребенка не может к ней ничего больше добавить. Вторая кукла — простая тряпичная кукла с нарисованным носом, ртом и глазами. Ее простота пробуждает фантазию и внутреннюю любовь. Данный механизм срабатывает и при игре с песком, ветками, камнями, из них ребенок делает дома, дворцы, мосты, все это в разы лучше чем, конструктор с четкими гранями и деталями.
Вот этот поразительный эффект и поспособствовал тому, что наши бабушки пережили очень тяжелые времена, но они позитивны и активны до сих пор. Это покаление жило во время войны и в период послевоенной разрухи, у ни не было возможности покупать дорогие игрушки, а о детстве у них остались только счастливые воспоминания; вот у нынешних детей, которых очень трудно чем-либо заинтересовать, детство проходит уныло и скучно.
Подобные выводы сделаны не на пустом месте, в их основе множество опытов. Пример: в детском саду дали детям выбор: поставили перед ними глину, ящики с песком и кубики. Кубики даже не привлекли внимания, все бросились к ящикам с песом и глине. Вероятнее всего, они так поступили из-за того, что эти материалы могли предоставить больше возможностей.
Западные психологи сделали интересное умозаключение: они считают игрушки и игры, развивающие фантазию, более полезными, чем любые интеллектуальные занятия. Они считают всякую интеллектуальную деятельность абстрактной в своем содержании и не имеющей ничего общего с реальной жизнью. Очень неразумно выражать восхищение 5-летним ребенком, который напоминает маленького взрослого: пишет, читает, считает, учтив, пытается поддерживать «умные беседы». В этом возрасте ребенку полезнее шуметь, играть, творить из песка, глины, веселиться со сверстниками, он должен приобрести навыки жизни в коллективе, но не проводить время в одиночестве за интеллектуальными занятиями.
Игра, творчество (лепка, танцы, пение, живопись), подражание взрослым (уборка, подметание полов, вытирание пыли — без конечной практической цели), фантазирование в играх с простыми игрушками — самые подходящие занятия для ребенка.