Как использовать игровые ситуации для формирования правильного поведения у малыша?
Вариант 1. Нужно, чтобы ребенок привык каждый раз мыть руки перед приемом пищи.
В этом случае очень важно превратить процесс мытья рук в постоянную привычку, которая не будет требовать напоминаний со стороны родителей. Какие действия предпринять? Начните с игры. Можно начать со страшной истории. Для этого выберет его любимую игрушку, и придумайте сказку о том, что она тоже не мыла руки, из-за чего у нее очень сильно заболел животик.
Второй способ: возьмите карандаш или смываемую ручку и изобразите на ладошках ребенка пару страшных рожиц. Назовите их монстриками и поиграйте в игру, где ребенку нужно их смыть. Вы объясните, что под конкретным чудищем прячется микроб. Ребенок сможет своими глазами увидеть, что после мытья руки становятся чистыми, а монстр исчезает под действием мыла.
Третий способ: используйте музыку. Возьмите самую любимую песню, которая нравится ребенку, и заключите с ним спор: сможет ли он успеть хорошо вымыть руки, до того, как прозвучат финальные слова песни. Дети любят соревноваться, да и сам процесс намного ускорится и станет веселым. Чтобы подзадорить его и дать стимул, можно самому поучаствовать с ним и мыть руки на скорость. Или же привлечь к этому других родственников или его братьев и сестер. В этой игре очень много вариантов, а условия вы можете диктовать самые разные.
Четвертый способ: найдите специальное полотенце. Оно обязательно должно быть мягоньким, и лучше, если на нем будет изображен любимый супергерой ребенка или же мультяшные персонажи. Таким образом, вы превратите процесс в веселое шоу. Можно спрашивать: «А кто хочет вымыть руки с Губкой Бобом?».
Вы продвинетесь еще быстрее, если включите в игру право выбора, которое очень важно для ребенка. К примеру, он может сам принимать решение, каким видом мыла пользоваться (по форме, цвету, запаху), какую температуру воды использовать (холодную или теплую). Право выбора дает ребенку понимание, что он делает что-то значительное. Но при всем этом, не забывайте, что вы служите ему ярким примером. И если вы сами не моете руки перед едой, то ребенок не только последует вашему примеру, но и никогда не поверит установкам и рассказам о микробах и бактериях.
Вариант 2. Малыш должен выпить лекарство
Чаще всего дети не хотят пить лекарство из-за чувства страха. Они всегда уверены, что оно горькое и невкусное. Нужно помочь ему развеять эти мифы. Пусть он возьмет первую ложку и самостоятельно даст ее вам. Таким образом, вы покажите, что оно приятное на вкус и бояться совершенно нечего.
Снова сыграйте на выборе. Ваш малыш может сам выбрать, кто даст ему лекарство (добрый папа, заботливая мама или веселая бабушка и т.д.). Также он может определиться с тем, чем запить лекарство. В этой ситуации можно вознаградить его за отвагу: например, если он сможет выпить лекарство, то он вправе скушать что-то вкусненькое, что нравится ему больше всего.
Также, вы можете превратить прием лекарства в интересную игру. Назовите его «Эликсиром супергероя». И дайте ребенку понять, что сироп содержит в себе много энергии и дает сверхспособности. И чем меньше он потратит времени, прежде чем выпьет, тем больше силы получит.
Чтобы препарат не казался малышу чересчур горьким на вкус, оставляйте его в холодильнике. Неоднократно доказывалось, что низкие температуры притупляют вкусовые качества. Или же пусть малыш запивает его шоколадным сиропом. Он тоже перебивает вкус.
Вариант 3. Преодоление страха перед стоматологическим кабинетом
Достаточно сказать, что нужно сходить к зубному врачу, как это в большинстве случаев вызывает дикую истерику. Для того, чтобы избежать этого, нужно подготовить ребенка еще до того, как вам понадобиться лечение. Если не избавить его от этого страха, то вам придется тащить плачущего ребенка за руки в кабинет.
Психологи придумали несколько хитрых приемов, чтобы справиться с такой проблемой:
— найдите грамотного детского стоматолога. В его чертах самым главным должны быть терпеливость и ласковость. Он должен уметь отвлекать от процесса и ни в коем случае не кричать на ребенка.
— постарайтесь не обращаться при ребенке к доктору словом «врач». Нужно создать приятную успокаивающую атмосферу. Будто вы пришли не в больницу, а к доброму старому другу. Малыш должен доверять ему и верить, что этот дядя не сделает больно.
— перед тем как идти к доктору, смоделируйте ситуацию на примере любимых игрушек вашего ребенка. Поиграйте в стоматолога, полечите зубы кукле. Пусть он почувствует, что это не страшно, а даже весело.
— предложите ему вознаграждение. Скажите, что если поход к врачу пройдет без проблем, и если ребенок будет вести себя спокойно, то потом вы сможете сходить в его любимое место (кинотеатр, зоопарк, просто в парк на качели и т.д.). Таким образом, вы сможете заменить болезненные воспоминания приятным времяпрепровождением.
Перед кабинетом нужно постараться расслабить ребенка, снять напряжение и развеселить. Можно поиграть с ним в вопросы: «Что я увидел, когда пришел к доктору?». Благодаря этому, ребенок переключается и фокусирует свое внимание не на страхе, а на внешней обстановке, изучая предметы.