Как побороть детскую истерику и с помощью игровых ситуаций заинтересовать ребенка домашней работой?
Вариант 4. Итак, для того чтобы справиться с истериками, психологи предлагают несколько вариантов:
— Объясните малышу, что вы не можете понять, чего он хочет, когда плачет. Пускай успокоится, глубоко вдохнет и четко скажет.
— Нужно создать иллюзию, будто ребенок сам может принимать решение по поводу конкретного вопроса. К примеру, он сопротивляется против приемов ванны. Тогда мягко спросите его мнение: он хочет наливать в ванную пену или можно без нее, или какие сегодня игрушки он возьмет с собой. Таким образом, вы даете ему иллюзию выбора, и проблема с ванной быстро решиться с его инициативы.
— Всегда старайтесь предупреждать ребенка, что скоро вам нужно будет вместе куда-то пойти. Дети обычно не следят за временем и не планируют свой день. Но никогда не говорите, что вы уходите через 10 минут. Лучше скажите, что он должен обуться, как только закончится мультик ли его любимая песня.
— Ни при каких условиях не поддавайтесь истерике. Иначе вы дадите ребенку понимание, что если дольше плакать, то больше шансов, что он добьется своего. Пусть он знает, что его поведение бессмысленное.
— Старайтесь манипулировать вниманием ребенка. К примеру, возьмите его любимую игрушку и притворитесь, что говорите ее голосом. Иногда такие веселые разговоры ребенок понимает намного легче, чем серьезную беседу с родителями.
— Научитесь справляться с истериками в публичных местах. Для этого возьмите ребенка за руку и выйдите в туалет, на улицу или вернитесь в машину. Здесь неважно куда идти, главное поменять обстановку. Обычно этого достаточно, чтобы ребенок перестал плакать. Если вы видите, что малыш действительно не может остановиться, то постарайтесь успокоить его и попросите глубоко дышать.
Психологи уверены, что следует избегать наказаний, если малыш устраивает истерику. Лучше стараться учить ребенка выражать свои потребности и желания не через плач, а при помощи слов. У него должно сложиться впечатление, что так вы его лучше поймете.
Вариант 5. Пришло время увлечь малыша домашними обязанностями.
Все помнят сказку про Золушку, бедную девушку, которую злая мачеха и сводные сестры заставляли целый день заниматься домашним хозяйством. Конечно, это яркий пример дискредитации. Но домашние обязанности в реальной жизни – это необходимое условия для любого человека. Когда малыш принимает участие в домашних делах, у него растет чувство гордости, ведь он делает что-то полезное.
Но самой главной и проблематичной задачей является необходимость объяснить малышу, что его участие – это способ доказать, что он является важной частью семьи, помощником. Нужно показать, что выполняя мелкие поручения, он достоин доверия в будущем.
С какого возраста ребенок должен учиться помогать? Здесь, конечно, на ваше усмотрение. Но есть ряд занятий, которые могут выполнять различные возрастные категории.
Среди домашних занятий для 2-3-летнего ребенка прекрасно подойдут:
— уборка игрушек на специальные (привычные) места.
— подметание пола.
— сервировка стола (разложить приборы и салфетки).
— ухаживание за собой после еды (вытирание полотенцем еды с лица).
— освобождение посудомоечной машины (конечно, это не касается острых предметов вроде ножа).
Для 4-х лет:
— регулярное кормление домашних питомцев.
— помощь в саду (если, конечно, он есть. Но можно заменить на ухаживание за растениями, их полив).
— уборка пыли в квартире.
— вытаскивание почты с ящика.
— помощь при мытье тарелок или же их загрузка в машинку.
Для 5 лет:
— уборка кровати (застелить простынь, одеяло).
— мытье раковины.
— помощь при мытье машины.
— уборка комнаты.
— аккуратное складывание личных вещей на полки и в шкаф.
— вынос мусора.
Каким образом привлечь внимание ребенка к домашнему хозяйству?
— Найдите время, чтобы провести совместную уборку. Ребенок ощутит себя нужным помощником пока не примет эти обязанности полностью на себя.
— Дайте шанс малышу самому придумать список домашних дел. Если вы ведите, что он пропустил какие-то важные пункты, то задайте наводящий вопрос: «А каким образом в шкафу появляется чистая одежда?» или «А как игрушки с пола оказались в коробке?». Пусть ребенок понимает, что он принимает важное решение.
— Дайте малышу должность. Можно купить бейджик и написать на нем «помощник». Или же специальную рабочую кепку. Это создает дополнительную мотивацию к работе.
— Убирайте под веселую музыку. Лучше всего, если это любимые песни ребенка.
— Не забывайте хвалить своего ребенка за сделанную работу и оказанную помощь.
— Можете использовать такие фразы, как: «Как только помоешь посуду, можешь идти играть с друзьями».
— Психологи считают, что можно использовать в качестве поощрения маленькие призы. К примеру, очень хорошо подойдут красивые наклейки. И если ему удастся накопить определенное количество, то он получит что-то большее (поход в цирк или парк, угощение и т.д.).
— Ни в коем случае не переделывайте то, что сделал ребенок на его глазах. Да, он может делать это не идеально, но после такой вашей реакции у него пропадет всякое желание помогать. Лучше подождите пока он уйдет или превратите все в комическую ситуацию, если он забыл что-то сделать.
Игры:
— Колесо обязанностей (3-4 года): поможет разделить обязанности между членами семьи. Для этого вырежьте из картона круг и наклейте рисунки, обозначающие домашние занятия. Потом просо крутите.
— Лотерея (4-6 лет): на клочках бумаги пишутся названия заданий и складываются в мешок. Каждый вытягивает свое.