Кто женщине рад
7 апреля многие народы на планете с почтением произносят имя матери. У христианских народов в этот день Благовещение Пресвятой Богородицы. Это самый девичий праздник из всех христианских праздников. Недаром и пословица родилась: «На Благовещенье птица гнезда не вьет, девица косы не плетет». В Армении в этот день празднуют День матери и красоты. А народы нашего севера — ханты и манси — отмечают Вурна хатл — Вороний день, потому что ворона в хантыйских и мансийских легендах выступает как покровительница женщин и детей.
У древних христиан праздник Благовещения носил различные наименования: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение Ангела Марии, и только в VII веке ему на Востоке и Западе было присвоено название «Благовещение Пресвятой Богородицы». Праздник бывает в дни Великого поста Светлой седмицы.
История праздника на основе Евангелия от Луки (глава 1, стихи 26-33) звучит так: «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца».
Русский поэт Валерий Брюсов в честь Благовещения в 1902 году написал стихотворение:
Ты была единая от нас,
Днем Твоей мечтой владела пряжа,
Но к Тебе, святой, в вечерний час
Приступила ангельская стража.
О, царица всех мирских цариц,
Дева, предреченная пророком.
Гавриил, войдя, склонился ниц
Пред Тобой в смирении глубоком.
Внемля непостижное уму,
Ты покорно опустила очи.
Буди Мне по слову твоему,
Свят! Свят! Свят! твой голос, о, Пророче.
День Благовещения сопровождался многочисленными суевериями, многие из которых возникли еще в языческие времена и позже были перенесены на христианский праздник. Считается, например, что если в Благовещение от утра до полуночи назвать мужа сорок раз «милый», весь год муж будет любить и холить. Не случайно этот праздник называют днем семейной любви.
В Благовещение не занимали в долг, чтобы не поставить хозяев в неловкое положение. Считалось, что тот, кто в Благовещение отдавал из дома, тратил на чужих семейный покой и мир.
Некоторые черты древних языческих богинь — Живы, Лады, Фреи, Девы-Зори, Гольды — слились с христианскими понятиями о Богоматери. Поэтому Дева Мария в народном сознании — как древняя Дева-Зоря — выводит на небо ясно солнышко, изгоняя с земли ночную тьму.
Благовещение — последний праздник, завершающий зиму и начинающий весну. К нему готовились, соблюдая особенные обычаи. В Благовещение принято не только не работать, но и с огнем не засиживаться: «Кто не чтит Благовещения, с огнем за работой сидит, — у того в это лето убьет молнией близкого человека».
Благовещенскую просфиру хранили иногда целый год: считалось, что ею можно лечить болезни. В Благовещение девушкам не советовали слишком усердно расчесывать волосы: верили, что от этого будет лезть волос. Издавна есть на Руси обычай на Благовещение выпускать птиц из клеток. Дети выпускали птиц под особые песенки, например:
Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры-воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!
Этот обычай был возрожден в России 1995 году и теперь совершается во многих храмах. после Литургии духовенство и дети выпускают на волю птиц.
Хозяйки пекут на Благовещенье «жаворонков». Рецепт прост: нужно раскатать жгутик из дрожжевого теста, затем завязать его узелком, с одной стороны слепить клювик и вставить глазки-изюминки (клюквинки), с другой сделать хвостик — тесто приплюснуть и сделать несколько надрезов. И выпекать при температуре 180 градусов.
Мамин язык
Испокон веков Благовещение Пресвятой Богородицы в Армении и армянских диаспорах отмечается как День Женщины, Матери, красоты и весны. В современной Армении это национальный, но не официальный праздник. В этот день мужчины делают подарки своим матерям, женам, сестрам, любимым подругам.
С древних времен армяне считают, что армянский язык и письменность сохранились благодаря матерям. Не зря «армянский язык» по-армянски звучит как «мамин язык» (майрэни лэзо). Известен случай, что во время геноцида армянского народа в 1915 году, когда была жестокая резня, и одна мать лежала при смерти, она макнула палец в свою кровь, написала на песке армянский алфавит и показала своему шестилетнему сыну: «Смотри, сынок, где бы ты ни был, помни: ты армянин». В то же время две женщины, спасая 27-килограммовую книгу История Армении, поделили её пополам, спрятали под одежду и разъехались в разные страны; через много лет книгу собрали воедино, и сейчас «Мшо-чарынтира» находится в книгохранилище Армении.
Армяне боготворят матерей.
— Мать в семье — это стержень, это опора, — говорит Рубен Манукян, председатель Союза армян Томской области. — Ни один вопрос без совета с главной женщиной в семье ничего не решается. Если в семье бабушка, значит, главная в семье — бабушка… Когда девушка выходит замуж, она становится не просто женщиной. Она в первую очередь – мать, хранительница семейного очага в глубоком смысле: она хранитель традиций, без которых невозможно историческое развитие любого народа, она хранитель национальных духовных и культурных ценностей, искусства, языка, песни, танцев, рецептов национальных блюд. Мать интуитивно знает, как воспитывать детей, как любить родину, природу. Кровь подсказывает матери это.
По традиции 7 апреля томские армяне чествуют своих жен и матерей, сестер и дочерей. Устраивается большой праздник, где обязательно выступает ансамбль «Наири», который создала Марьям Акопян. В Томск она приехал в трудные 90-е. Приехала почти беженкой, но вскоре обрела и кров, и статус. Здесь раскрылся и ее талант хореографа. Успехи ее воспитанников она считает и своими успехами. Среди томичек с армянскими фамилиями много педагогов.
— Поскольку женщины всегда занимались детьми, то профессии, которые выбирают армянские девушки — это врач или учитель, — говорит Ангин Геворкян.
В Томскую область выпускница Кироваканского пединститута приехала еще в конце 70-х, по распределению. Так и стала сибирячкой.
Людмила Амбарцумян в детстве мечтала пойти по стопам отца и стать инженером. Она даже поступила в Ереванский политехнический, но на втором курсе ей сказали: «Лучше пой». И она окончила сначала музыкальное училище, потом консерваторию, а сегодня она поет в капелле ТГУ. С ее приходом и капелла запела по-армянски. В Томск она приехала вместе со своим мужем, известным художником Рафаэлем Асланяном.
— Иногда складывается неверное впечатление, что восточная женщина всегда в тени мужчины, что она бесправна. Это не соответствует истине, — предупредила Людмила Ивановна. — В нашей семье, например, очень уважительно относились и к детям, когда за обеденным столом решались какие-то важные вопросы, то папа спрашивал и наше мнение, хотя я и мои сестры были еще школьницами.
Птичья каша
А хантыйские и мансийские женщины на 7 апреля варят кашу «саламат» и уху, выпекают из теста фигуры зверей. Кашей угощают птиц. Прилет вороны после долгой зимы в мифологии обских угров связывался с приходом весны и тепла. В этот день женщины и девушки приносят жертву духам и загадывают желание, повязав ленточку с монеткой на ветви священного дерева.