Традиции впитываются с молоком матери. А если они связаны с одним из главных событий в жизни женщины — свадьбой, то интерес к традициям не может угаснуть, и спрос на знания будет постоянным.

Что такое традиция праздновать девичник перед свадьбой?

Является ли девичник нашей исконной традицией или это копирование вечеринок из западных фильмов? Массовая культура и индустрия развлечений предлагают лишь второе. Поэтому для современных невест девичник -это гульба, на которую престижно пригласить стриптизёра. Слепое копирование вызывает недопонимание значения этого ритуала в череде свадебных обрядов.

В народной традиции славян девичник преследовал, по мнению автора, следующие цели:

  • прощание со свободной девичьей жизнью;
  • подготовка к супружеской жизни;
  • выполнение магических ритуалов, направленных на укрепление семьи и защиту её членов.

Рассмотрим некоторые действия, которые традиционно выполнялись при этом. Прощание со свободной девичьей жизнью. На девичник, согласно традиции, в дом невесты собираются девушки - поневестицы и оплакивают молодую как «умирающую». Ей предстоит «умереть» девой – невестой в своём роду, чтобы возродиться мужней женой в мужнином роду. Всё общение с невестой сводится к причитаниям.

С момента сговора на невесту накладываются ограничения: что-либо делать, видеть (наблюдать за происходящим) невеста не может, всё за нее делают подруги. В своем доме она становится гостьей. Запреты объясняются тем, что в этот период невеста особенно подвержена порче.

Кульминацией является прощание с «красотой»

Подружки с невестой наряжали цветами и лентами деревце или банный веник, который символизировал «красоту». Красота невесты переходит к ритуальному дереву. Завершается ритуал расплетанием косы, во время этого ритуала невеста сидит на «посаде» (накрытой кожухом деже).

Дежа является воплощением плодородной силы, а расплетание косы символизирует превращение невесты в молодицу. На наряженный веник навязывали платок, веник возили по деревне, а затем шли в баню, где «расшелковым кудреватым веничком» невеста смывала в бане «девью красоту».

Подготовка к супружеской жизни

Наряду со специальными подарками для жениха и его родителей невеста входила в дом мужа с набором кукол. Куклы наделялись защитной и очистительной силой и были обязательными участниками свадьбы.Существовали также специальные тряпичные куклы, которые клали новобрачной на колени для того, чтобы к женщине приходила детородная сила.

В число кукол, символизирующих пожелание процветания рода и рождения здоровых детей, входит кукла «Богатство, плодородие». Это большая кукла - мать, к которой поясом крепят множество деток. Куклу держали на шкафу или на высокой полке, скрывая от чужих глаз. Такая кукла должна была также благотворно влиять на отношения в семье между детьми и родителями.

На девичнике невеста и её подружки изготавливали своеобразные куклы обереги, которые, по бытовавшему в народе мнению, охраняли невесту в семейной жизни и оберегали семью от сор и бед. Одна из таких кукол – «Утешительница», сшитая из куска платья матери, имела символическое предназначение «утирать слёзы». Изготовление кукол сопровождалось хранимыми в женской среде, заговорами.

Выполнение определенных ритуалов

Ритуал прощания с молодостью или «девичьей красотой», в народной традиции, начинался перапросинами. Чтобы оградить невесту от дурного глаза и зависти, девушки ходили по гостям и просили прощения. Одаривая всех подарками, невеста задабривала недобрых родственников и завистливых подружек. Таким образом, она ограждала замужнюю жизнь от сглаза и порчи.

Общеизвестна роль парения в бане в славянской традиции (особенно в родильном обряде) целительства. Менее известным для широкой публики является использование  аспектов бани в любовных отношениях между женщиной и мужчиной, в укреплении сексуального здоровья женщины.
Секреты свадебной бани и вовсе закрыты для сторонних исследователей.

Баня является обязательной частью свадебного обряда

Свадебная баня состоит из подвенечной бани невесты и раздельного мытья молодожёнов после первой брачной ночи. Мытье невесты заканчивается тем, что её трижды окатывают ключевой водой, принесённой из трёх разных мест, «чтобы смыть всю девическую шалость». Баню невесте топили подруги, при этом гадали о нраве жениха по характеру звуков, которые издавали раскалённые камни, опускаемые в воду. О грядущем замужестве также гадали и по венику.

Таким образом, вышеописанные свадебные обряды и традиции объединяют родственников и друзей молодых не столько в веселье, сколько в участии по обустройству невесты в чужой семье, в её психологической подготовке к тяготам семейной жизни.

Опыт автора в проведении девичников и обряда свадебной бани в соответствии с народной традицией показывает, что женщины, принявшие участие в этих обрядах, чувствуют себя в браке уверенно и отмечают необъяснимое чувство поддержки, предвосхищающее все их начинания и охраняющее семью от невзгод.